Главная Статьи Личности в архитектуре

Личности в архитектуре

Вальтер Гропиус

(1883–1969), немецкий архитектор, один из основоположников функционализма, основатель знаменитой школы Баухауз.
Родился 18 мая 1883 в Берлине, учился в Высших технических школах в Берлине и Мюнхене. Огромное значение для его будущей деятельность имела работа в мастерской П.Беренса, одним из учеников которого был также Ле Корбюзье. Общеевропейскую известность принесли Гропиусу здание обувной фабрики «Фагус» в Альфельде (1911–1916) и фабричный комплекс в Кёльне (1914). После Первой мировой войны он получил приглашение возглавить Художественную школу в Веймаре. Гропиус обновил программу обучения и расширил школу, получившую в 1919 название «Баухауз», а в 1925 перенес ее в Дессау.
Одной из лучших работ Гропиуса считается построенное им в 1925–1926 здание Баухауза в Дессау. При почти полном отсутствии декора четко выявлена конструктивная основа сооружения. Эти черты характерны и для современного функционализма. Баухауз стал международным художественным центром. Гропиус стремился ввести там универсальную гибкую программу обучения, которая максимально содействовала бы развитию индивидуальных творческих способностей студентов. В 1928 Гропиус оставил пост директора Баухауза и переехал в Берлин.
В конце 1920-х – начале 1930-х годов, после постройки театра в Йене, его внимание было обращено преимущественно на создание промышленных сооружений, дешевых жилищ для рабочих, кооперативных магазинов и домов. Стиль, в котором работал Гропиус, имел мало общего с неоклассицизмом – официальным архитектурным стилем нацистской Германии, поэтому в 1934 он был вынужден эмигрировать в Лондон, где вместе с М.Фраем основал собственную компанию, просуществовавшую три года.
В 1937 Гропиус переехал в США и стал профессором и заведующим кафедрой архитектуры Гарвардского университета, где преподавал до 1952. Среди его работ 1940–1960-х годов следует отметить Центр выпускников Гарвардского университета в Кеймбридже (Массачусетс) (1949–1950), здания университета в Багдаде (с 1960), здание посольства США в Афинах (1957–1961) и небоскреб авиакомпании «Американ эрлайнс» в Нью-Йорке (1958–1963).
Особенно ярко творческая индивидуальность Гропиуса проявилась при проектировании здания американского посольства в Афинах. Здесь нашло отражение все то, что было достигнуто Гропиусом за пятьдесят лет творческой работы. По периметру здания посольства расположены ряды колонн, облицованных мрамором. Выступающий вперед, как бы парящий карниз дает тень, а расположенный позади него широкий зазор служит для вентиляции. Центральная часть главного здания посольства несколько заглублена, и стены его застеклены внутри и снаружи. Здание посольства, которое по своей специфике связано с определенной секретностью, имеет привлекательный вид. Пройдя через открытое пространство под зданием, опирающимся на колонны, посетитель попадает во внутренний двор-патио, окруженный такими же колоннами, как и по наружному периметру, что, несомненно, свидетельствует о влиянии античной архитектуры.
Творчество Гропиуса имеет всеобъемлющее значение – и не только по достигнутым результатам, но и по широте поставленных задач. В архитектурных произведениях Гропиуса, которые составляют лишь часть его творческого наследия, содержатся решения разнообразнейших архитектурных задач, основанные на тщательных научных исследованиях; к ним относятся новые решения эстетических и конструктивных задач в промышленном и жилищном строительстве, в строительстве учебных заведений.
Тот факт, что многие произведения Гропиуса, даже созданные им в молодые годы, не потеряли своей первоначальной свежести, служит доказательством его творческой силы. Это относится не только к работам в области архитектуры. Еще в 1913 году Гропиус разработал проект тепловоза, который с точки зрения промышленной эстетики был поразительно передовым. Двадцать лет спустя в этом проекте узнали современную «обтекаемую форму». Его памятник павшим революционерам в Йене тоже остался вполне современным и нисколько не устарел.
«Цель архитектуры, – писал Гропиус, – всегда остается одна: создавать пространство и тела. В этом никакая техника и никакая теория не может ничего изменить. Объемное тело можно составить из любых материалов, а художественный гений находит средства и пути, чтобы с помощью таких материалов, как стекло и металл, устроить закрытые пространства и непроницаемую телесность. Нельзя не заметить, что этого рода стремление к формотворчеству в наши дни началось с первоначальной свежестью, началось как раз при развитии индустриальных форм…»
Гропиус написал несколько книг: Баухауз 1919–1928 (1938), Тотальная архитектура (1955) и Аполлон в мире демократии (1967).
Умер Гропиус 5 июля 1969 года в Бостоне.

 

 

Bиктор Орта

(Victor Horta, 6 января 1861 - 9 сентября 1947) - бельгийский архитектор, один из основателей стиля модерн (Art Nouveau) в архитектуре. Четыре брюссельских дома работы Орта включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Виктор Орта родился и вырос в Генте, в юности уехал в Париж, работал декоратором, изучал на практике прикладные технологии и ремесла. После смерти отца в 1880 вернулся в Бельгию, учился в брюссельской Академии искусств. Альфонс Бала, архитектор короля Леопольда II, нанял Орта на строительство дворцовых оранжерей, предоставив первый опыт работы со стальными несущими каркасами.
В 1885 Орта начал собственную практику с постройки трёх частных домов, но затем предпочёл работать над общественными зданиями. В 1892, под влиянием первых выставок ар-нуво, Орта перенёс графику художников модерна - в камень, построив дом профессора Эдмона Тасселя. Дом Тасселя (1893) считается первой в мире постройков в стиле модерн, вызвавшей массу подражаний. Находясь на вершине славы, Орта строит дом Отрик в Скарбеке, и вошедшие в список ЮНЕСКО брюссельские дома ван Этвельде, Сольвей и свой собственный (ныне Музей Орта). Используя стальной каркас, Орта строит Народный Дом (1897, снесён в 1950-е), постепенно отходя от модных, вычурных кривых раннего модерна - к более рациональному, сдержанному стилю.
Во время оккупации Бельгии немцами Орта жил в Великобритании и США. Вернувшись в Брюссель, продолжил активную практику. Построил Дворец искусств в Брюсселе и музей в Турне (оба - 1928).

 


Ле Корбюзье

настоящее имя которого Шарль Эдуард Жаннере (1887-1965), французский архитектор, художник, писатель. Великий архитектор 20 века, представитель "классического" модернизма. Он оказал значительное влияние на развитие современной архитектуры.
Он родился 6 октября 1887 года в Ла-Шо-де-Фон в Швейцарии, там же получил первое художественное образование, изучал современное строительство зданий у Огюста Перре в Париже
Позже он работал некоторое время у немецкого архитектора Йозефа Хофмана. В 1922 году он переехал вместе со своим двоюродным братом, инженером Пьером Жаннере в Париж, где и взял девичью фамилию матери Ле Корбюзье.
В то время как он практиковался в качестве архитектора, Ле Корбюзье также работал художником и писателем. В живописи его имя связывают с Амаде Озенфаном, принадлежавшим к школе пуризма, одного из многих течений, выросших из кубизма. В 1920 году Ле Корбюзье основал с Озенфаном журнал "L`Esprit Nouveau" ("Новый Дух"), для которого он писал большое количество статей в поддержку своих архитектурных теорий. Данные теории были разработаны им в период с 1920 по 1925 годы и достигли кульминации в концепции идеального дома как "машины для жизни".
Будучи функционалистом, Ле Корбюзье разорвал связь с формами и дизайном исторических, классических стилей и разглядел новый стиль XX-го века, основывающийся на новых инженерных технологиях в строительстве мостов и пароходов, на современных материалах (железобетон, листовое стекло и синтетические материалы), а также на современных требованиях, таких как городское планирование и проекты домов
Ле Корбюзье сделал многое для того, чтобы донести в массы и заставить их признать идею объединенного международного стиля, неокрашенных зданий, эстетический эффект которых создается за счет простоты форм и функциональной связи между ними.
Хрестоматийный девиз Ле Корбюзье: «Дом – машина для жизни».
В 1940-х годах Ле Корбюзье разработал систему гармонических величин, основанную на пропорциях человеческого тела, которая должна была стать отправной точкой архитектурного проектирования; она получила название «модулор».
Наиболее известными зданиями, созданными Ле Корбюзье, являются Дворец Лиги Наций в Женеве (1927-1928), Швейцарский корпус студенческого городка в Париже (1931-1932), жилой дом в Марселе (1946-1952), капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане во Франции (1950-1955) и генеральный план города и ансамбль правительственных зданий в Чандигархе в Индии (1952-1956).

Ле Корбюзье умер в Рокбрюйн-Кап-Мартен во Франции, 27 августа 1965 года.


Людвиг Мис ван дер Роэ

ЛЮДВИГ МИС ВАН ДЕР РОЭ(настоящее имя — Мария Людвиг Михаэль Мис) — немецкий архитектор-модернист, ведущий представитель «интернационального стиля», один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX веке. Один из великих архитекторов-мыслителей 20-го столетия немецкий архитектор и дизайнер.
Людвиг Мис родился 27 марта 1886 г. в немецком городе Ахене. С 1900 по 1902г учился в ремесленной школе, затем работал каменотёсом в семейном предприятии отца в Ахене, после чего устроился на работу в мастерскую Бруно Пауля в Берлине. В 1908 г. перешел в мастерскую Петера Беренса, где проработал до 1912 г. Под влиянием Беренса у Миса выработался его «универсальный» подход к проектированию зданий, который он затем развивал до конца жизни. Заметное влияние на него оказали такие направления, как конструктивизм и нидерландская школа De Stijl.
С 1912 по 1930г Мис работает как независимый архитектор в Берлине. В начале самостоятельной карьеры он изменил свою фамилию, объединив с помощью «аристократического» сочетания ван дер унаследованное от отца имя Мис с материнской фамилией Роэ.
В 1911—1912г руководит строительством здания немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Питера Беренса.
В 1929 году Мис ван дер Роэ возглавляет строительство павильона Германии на международной выставке в Барселоне, представляющего собой не только павильон, но и собственно выставочный экспонат. Отказавшись от использования орнамента, в качестве декора Мис использует чёткие геометрические конструкции и отражающие свойства природных материалов — полированного травертина, оникса и стекла, а также поверхности воды. В павильоне Мис создаёт свободно перетекающее пространство, перенося тяжесть конструкции с несущих стен на отдельно стоящие стальные стойки. Благодаря этому появляется возможность выполнить внешние стены из тонких декоративных материалов. Помимо проекта павильона, Мис также создаёт для него коллекцию мебели «Барселона». Проект павильона принёс Мису мировую известность.
В 1930 году Мис ван дер Роэ строит виллу Тугендхата в Брно, в которой продолжает развивать идеи, заложенные в павильоне Германии, но применительно к жилому дому. Построенная на уклоне, вилла спроектирована на двух уровнях и разделена на четыре функциональные зоны, причём свободный план используется только в светской зоне. Освобожденные от нагрузки стеклянные стены автоматически убираются, объединяя тем самым интерьер с окружающим ландшафтом. В интерьере снова широко используется полированный оникс. Вилла Тугендхата считается венцом немецкого периода творчества Миса ван дер Роэ. Для виллы Тугендхата Мис ван дер Роэ также спроектировал коллекцию мебели «Брно».
С 1930 по 1933г Мис по просьбе его друга и конкурента Вальтера Гропиуса становится директором школы Баухауз — сначала в Дессау, потом в Берлине.
В 1938г Мис ван дер Роэ уезжает в США, не желая оставаться в нацистской Германии. Мис становится натурализованным гражданином США. Обосновавшись в Чикаго, архитектор вскоре получает приглашение возглавить Иллинойсский технологический институт. На новой должности он организовал перестройку кампуса. Многие здания, построенные им — например, Краун Холл, здание факультета архитектуры — функционируют до сих пор.
Руководствуясь принципом «Меньше - значит больше» (Less is more), в американский период Мис развивает концепцию «универсального» здания — предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками.
Благодаря широкому использованию стекла его дома получаются как бы пронизанными солнечным светом — в соответствии с философией неотомизма, последователем которой являлся Мис.
В 1946—1951г в местечке Плейно, Иллинойс Мис строит «Стеклянный дом» (Фарнсуорт-Хауз) для доктора Эдит Фарнсуорт, известной в Чикаго женщины-хирурга. Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственным замкнутым объёмом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение. Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой. Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, в доме функционирует музей. Среди многочисленных клонов «Стеклянного дома» можно отметить дом ученика Миса — Филипа Джонсона, архитектора и художественного критика.
Вторым значительным направлением в архитектурной деятельности Миса было строительство небоскрёбов в Чикаго. Наиболее известным является построенный в 1958 году небоскрёб Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке, ставший прототипом многочисленных корпоративных офисов по всему миру. Одним из новаторских предложений Миса было отодвинуть небоскрёб с общей линии застройки вглубь квартала, оставив место для площади с фонтаном перед зданием. Ещё на шаг отступив от принципов функционализма, для создания ритма Мис навешивает на здание внешние профили, использующиеся здесь в качестве элемента декора и не несущие особой функциональной нагрузки. В действительности основные несущие конструкции по технологическим причинам скрыты внутри здания.
После Сигрэма в конторе Миса создают ещё несколько офисных небоскрёбов, среди которых IBM Плаза в Чикаго и небоскрёбы в Торонто (Канада).
Последней крупной работой Миса ван дер Роэ стало здание Новой национальной галереи в Западном Берлине, построенная в 1968 году. Архитектор умер 17 августа 1969г в Чикаго.
Работа Миса породила в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса». Однако ещё при жизни Мис достиг почти полной абстракции своей любимой геометрической формы, и дальше развиваться его идеям оказалось сложно. Полностью стеклянные стены породили проблемы с избыточной инсоляцией, а застроенные одинаковыми блоками кварталы стали казаться многим унылыми. После смерти Миса его стиль постепенно начал сходить с архитектурной арены, и в 80-е годы практически вытеснен другими стилями, такими как постмодернизм.

 

 

Антонио Гауди


архитектор, о котором писать поверхностно неприлично, а писать глубоко очень сложно. Великие архитекторы требуют великих текстов.
О жизни и творчестве великого испанского архитектора, сделавшего неразделимыми понятия Барселона и Гауди, прославившего себя и Каталонию, писать невозможно, не испытывая чувства высочайшего признания и уважения.
О нем написано много, о его творчестве - еще больше. Немало предпринималось попыток осмыслить причудливые формы его творений, найти первоисточники его гения, который не копировал, а превращал в элементы архитектуры природные формы.
Характерные для архитектуры Антонио Гауди волнистые линии больше всего напоминают растительный мир. Камень, металл и стекло - все это живет своей жизнью и на фасадах, и в интерьере...
Мир Гауди завораживает не только извне - окна затягивают в него все окружающее   
Мебель Гауди на первый взгляд не так необычна, как его архитектура. Это - продолжение дома, намекающее на то, что у архитектора были предшественники...
Архитектор Антонио Гауди родился 25 июня 1852 года в г.Реусе, недaлекo от Барселоны. Дон Антонио вел скромный образ жизни: питался в основном салатом и дешевыми фруктами, смешивая их с молоком. Носил всегда один и тот же костюм. Прохожие на улицах принимали его за нищего и подавали милостыню. Он жил в своем мире, отрекшись от всего мирского. "Чтобы избежать разочарований, не надо поддаваться иллюзиям", - оправдывался он, утверждая при этом, что каждый человек должен иметь Родину, а семья - свой дом. " Снимать дом - все равно что иммигрировать", - убеждал Гауди других, всю свою жизнь не имевший ни семьи, ни своего дома..
Его называли по-разному: король железа, король архитектуры, король модерна. Он создал свое королевство в стиле модерн и лучшую его часть - в Барселоне. Гауди родился в семье мастеров. Его отец, его дедушка, отец его дедушки и дедушка его прадедушки были котельщиками. И делали котлы любой сложности без всяких чертежей. Поэтому стремление что-нибудь выковать у Гауди - наследственное. Он тоже всю жизнь строил без чертежей, поэтому ни у кого не получалось достраивать его проекты. Всю свою жизнь Гауди был человеком очень религиозным и мистически настроенным. Он много молился, совершенно не следил за своим внешним видом и все время хотел строить церкви. Но судьба играла и этим человеком, и его творениями.
На улице Ноу-де-ла-Рамбла стоит дворец Гуэля. Дон Эусебио Гуэль, граф, промышленник и весьма состоятельный человек, был постоянным заказчиком и покровителем Гауди. Чем и прославился в веках. На улице Каролинас, где 30-летний Гауди построил нечто пряничное, мавритански-башенное, расписное и шахматное, с ягодками, листочками, шишечками и клеточками - Каса Винсенс. А по-нашему - дом Мануэля Винсенса-и-Монтанера. Случилось это в 1883 году, когда в европейской архитектуре стиль модерн только-только проклевывался, а в Испании даже не намечался. Потому-то Гауди и считают отцом "арт нуво", модерна в архитектуре.
Гауди крупно повезло. И не только с заказчиками и покровителями, но и с местом, и временем. Он появился в Барселоне, когда Каталония обрела независимость, и город стремительно преображался. В 1860 году барселонцы разрушили городскую стену, потом сломали мрачную крепость Сьютаделью, а на ее месте устроили красивый парк с фонтанами и музеями. За сломанной городской стеной возник новый район, прозванный Эйшампле, то есть Расширение. Квартал, в котором архитекторы упражнялись в остроумии, получил название "Квартал Раздоров". Его дома - один затейливее другого - стали хрестоматией стиля модерн. Первый вклад Гауди в стиль нового квартала - Каса Кальвет. В том же "Квартале раздоров", на проспекте Грасиа, Гауди дал волю фантазии на полную катушку. Каса Батло - это полный модерн. Каса Мила - следующий шедевр Гауди - в народе называют Ла Педрера. Дом похож на бетонную волну, захлестывающую тротуар, на дикую скалу, вырастающую посреди улицы. Изнутри дом производит гораздо большее впечатление, особенно внутренний дворик и чердак, где устроен музей Гауди. Ла Педрера - один из самых знаменитых в мире домов. Часть его занимает каталонский банк, часть составляют жилые квартиры. Принадлежит он по-прежнему семье Мила, для которой когда-то был построен.
Парк Гуэль - самое жизнерадостное произведение Гауди. Граф купил огромный участок земли, чтобы построить на нем город будущего, город-сад. Однако города не получилось: под застройку было продано только два земельных участка. Зато парк получился отличный. Гауди успел соорудить эстакады для машин и пешеходные дорожки, спрятанные в причудливых галереях, парящую над парком площадь, витиеватые лестницы и пряничные домики у входа. Посередине всего возвышается Зал Ста Колонн. Все в парке струится, все извивается - и дорожки, и мостики, и скамейки украшенные мозаикой из керамики. В парке - только два дома, и один из них стал последним пристанищем Гауди. Он жил в маленьком садовом павильоне, занимая одну из его комнат, скромную до минимализма. Дом служил для него только ночлегом, все остальное время он проводил на стройках. Теперь в садовом домике открыт музей Гауди. Там собрано множество красивых вещей, созданных им для разных интерьеров.
Самым главным своим детищем Гауди считал храм. Саграда Фамилиа. Искупительный храм Святого семейства, начал строиться еще в 1882 году как обычный собор. Но тут появился Гауди, взял на себя руководство работами и начал возводить нечто невиданное и неслыханное со 170-метровыми башнями, фантастическими формами, спиральными лестницами, вырастающими из стен скульптурами, с мозаиками - уже не из обломков плитки, а из венецианского стекла. Во Врата Надежды вмурована каменная глыба со священной для каталонцев горы Монтсеррат. Когда была закончена крипта, Гауди заторопился. Он почти переселился из парка Гуэль в Саграду, жил в крохотной каморке при стройке, выглядел как оборванец, ел только тогда, когда кто-то из учеников совал хлеб прямо в руки. Гауди был одержим, он хотел поскорее закончить собор, потому что в его голове уже громоздились новые замыслы. Ему было 74 года.
В это время Барселона жила своей обычной жизнью. В сильно разросшемся за времена Расширения городе был пущен трамвай. Первый ярко-красный вагон поехал по рельсам 7 июня 1926 года. В тот же день под него попал неизвестный нищий старик. Его отвезли в новую больницу Святого Креста. Старик умер, не приходя в себя, в больничном приюте для нищих. Никто не забеспокоился, когда Гауди не появился на стройке. Ничего не заподозрила и экономка: он нередко оставался ночевать в храме. Только через три дня его начали искать, но успели лишь спасти от общей могилы. Барселона оплакивала архитектора, вывесив траурные флаги. За гробом шел весь город. Гауди похоронили в крипте недостроенного собора. Храм продолжают строить до сих пор, но Гауди не оставил чертежей, и его преемникам приходится очень трудно.

 

 

Фрэнк Ллойд Райт

 


Райт - крупнейший архитектор в истории США. За более чем семьдесят лет своего творческого пути он сделал для развития современной архитектуры больше, чем любой другой мастер в странах Запада. Райт выдвинул принцип архитектуры органичной - то есть целостной, являющейся неотделимой частью среды, окружающей человека. Им была сформулирована идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставляемая артикуляции, подчеркнутому выделению частей в классической архитектуре. Основанный на этой идее прием так называемого свободного плана вошел в число средств, используемых всеми течениями современного зодчества. Однако влияние Райта выходит далеко за пределы основанного им течения, так называемой органичной архитектуры.
Фрэнк Ллойд Райт родился 8 июня 1869 года в поселке Ригленд-Сентер, штат Висконсин. Его отец был священником и музыкантом, мать, дочь переселенцев из Уэллса, - сельской учительницей. Семья очень нуждалась, но все воспитание Райта было подчинено мечте матери - сделать сына великим архитектором.
В его первых произведениях - собственный дом в Ок-парке (1895), мельница в Спринг-Грин (1896) - очевидны следы многих влияний, среди которых влияние романтической архитектуры Г. Ричардсона было наиболее сильным. Творческая зрелость мастера приходит с наступлением нового века. В 1900 году постройкой домов Брэдли и Хикока в Канаке (штат Иллинойс) он начинает знаменитую серию так называемых домов прерий, наиболее значительны среди которых дом Уиллитса в Хайленд-парке (1902), дом Мартин в Буффало (1904) и дом Роби в Чикаго (1909). Эти постройки невелики, их композиция основывается на своеобразном истолковании идеала бытового уклада буржуазной семьи. Но Райт стремился воплотить в их архитектуре идею, значение которой выходит за пределы конкретного типа постройки. "Пространство должно рассматриваться как архитектура, иначе мы не будем иметь архитектуры". Воплощение этой идеи было связано с изучением японской народной архитектуры, которой Райт увлекся в 1890-е годы.
За первое десятилетие века Райт построил более ста домов, но на развитие американской архитектуры они в то время не оказали заметного влияния. А вот в Европе Райта скоро оценили, и он был признан поколением архитекторов, относящихся к современному направлению в архитектуре.
К середине 1920-х годов творчество Райта казалось исчерпавшим себя. Он переживал полосу тяжелых испытаний в личной жизни, почти не имел заказов. У себя в стране Райт оставался в изоляции. Положение одинокого борца за новые принципы в архитектуре обострило его индивидуализм, в творчество проникают элементы мрачной фантастичности. На тяжелых, почти гротескно монументальных формах появился геометрический орнамент, свидетельствующий о влиянии архитектуры древней Америки. Испытывая кризис в своих художественных исканиях, Райт оставался новатором в использовании технических средств в архитектуре. Так, ко времени его возвращения в США в начале 1920-х годов относится серия домов в Калифорнии, построенных из бетонных блоков. Наиболее примечателен среди них дом Милларда в Пасадене (1923), где повтор стандартных элементов образует ритмическое расчленение поверхностей. Непризнанный на родине, он, однако, по-прежнему остается популярным в Европе. И тем более непонятным казался европейцам тот факт, что в Америке Райт был совершенно одинок. Больше того, как писал Бруно Таут в своей книге "Современная архитектура", изданной в 1929 году: "Упоминание его (Райта) имени считается у нас неприличным". Усиление эклектизма в Америке обозначало не только конец Чикагской школы, но одновременно и конец всех остальных современных течений. И лишь по мере возрастающего влияния новой европейской архитектуры в Америке снова стали интересоваться произведениями Райта.
Популярность Райта росла вместе с разочарованием в функционализме. В середине 1930-х годов начинается второй период расцвета его творчества, наиболее впечатляющими результатами которого стали так называемый дом-водопад, особняк Кауфмана в Пенсильвании-Вудс (1936) и административное здание фирмы "Джонсон и сыновья" в Расине (штат Висконсин, 1936 - 1939).
Райт не был молчаливым художником. С 1894 года он опубликовал несколько книг и множество статей. В 1949 году наиболее значительные статьи были объединены в книгу "Ф.Л. Райт об архитектуре". Среди лучших книг Райта - "Автобиография" (1932), "Органичная архитектура: архитектура демократии" (1939). В его работах, однако, нет ни последовательной разработки метода, ни целостной структуры. Он многократно возвращался к одним и тем же темам, вновь и вновь развивая их. Райт был не только архитектором. Он принадлежал к числу великих духовных лидеров своей страны, обладал достаточной волей и мужеством, чтобы протестовать, бороться и выстоять. Райт продолжал проводить в архитектуре традицию непреклонного индивидуализма, поборниками которого в литературе были Уолт Уитмен и Генри Торо. Как пророк антиурбанизма и "загородного индивидуализма", он проповедовал ненависть к городу и возвращение к природе.
Умер Райт 9 апреля 1959 года в Тейлизин-Уэст, штат Аризона.