Главная Статьи Стили в интерьере Романская архитектура

Романская архитектура

Иногда название «романский стиль» создает впечатление, что средневековое искусство является  просто ответвлением средиземноморской поздней античности. Но именно в эту эпоху возникают новые, ранее невиданные северо-западноевропейские архитектурные формы, которым предстоит в будущем стать выразительными чертами всего европейского строительного искусства.

 

На севере и востоке Европы миссионерство «язычников» ведет к завоеванию стран и народов до Балтийского моря и регионов, населявшихся западными славянами и венграми. Менее длительными по воздействию, но столь же характерными для влияния Запада являются и столкновения с исламом во время Крестовых походов (1096-1270). Во всяком случае, крестоносцам из всех европейских стран удается поближе познакомиться друг с другом и сгладить в какой-то мере различия культурных истоков. Европейскую общность демонстрирует феодальная ленная система, с помощью которой достигается социальная, военная и административная организация Европы. Иерархическая сословная структура из аристократии и рыцарства, духовенства, горожан и крестьян, церковная организация с делением на епархии и приходы, расцвет монастырского движения по всей Европе – все это признаки великолепного духовного и физического единства Европы.

Политическое восстановление во всей Европе с конца Х в. приводит в сочетании с проникающей во все сферы жизни христианской идеей к невиданному расцвету строительного искусства. Доминирует культовая архитектура. В мировоззрении романской эпохи власть императора является отражением всемогущества Бога. Поэтому то, что монументальные церкви, эти замки Божьи, выглядят как рыцарские замки, а на головах распятых мучеников красуется королевская корона (вместо появившегося позже и ставшего привычным тернового венца), воспринимается в ту эпоху как нечто само собой разумеющееся и равнозначное.
Общее (административное) руководство строительством осуществляют клирики и монахи. Однако свидетельств, что среди них были архитекторы и мастеровые, обнаружить не удалось. Неизвестно также, создавались ли до XII в. общие планы постройки, за исключением деталей (фасады, порталы, окна), или что строительный процесс протекал, как правило, «в эмпирическом столкновении материала и возникающих в ходе строительства отдельных проблем» (Р. Эртель).

Романская ранняя архитектура - сориентированное на восток «путеуказывающее» сооружение с одним хором является легко понятным символом христианского жизненного пути из мира земного (продольный неф) в небесный потусторонний мир, открывающийся на алтаре.

Вскоре это длинное помещение расчленяется. «Членение» является широко распространенным, но неправильно понимаемым термином. Его нельзя, естественно понимать буквально, так как ни средний, ни боковые нефы физически не разделяются поперечными стенами. На деле членение заключается в оптико-эмоциональном впечатлении, которое производит разбивка стен и потолка на отдельные элементы.

С началом нового тысячелетия стена высокого нефа оживляется верхними световыми проемами: посредством декоративных арок. Только готика упростит горизонтальные стенные полосы и преобразует их в элементы, стремящиеся вверх.

Во все усиливающейся тенденции к украшению находит свое место и кубическая капитель – своеобразный североевропейский вариант античной коринфской капители. Она украшается дисками, пальметтами, фигурами людей или животных, даже выкладывается кирпичом.

Часто в романский период возводили церкви-крепости или церкви-замки. Так называли средневековую укрепленную церковь, снабженную толстыми опоясывающими стенами (часто обхватывающими и кладбище) с оборонительными ходами и зубцами и дополнительными оборонительными башнями. В приграничных районах и в других небольших незащищенных поселениях такая церковь предоставляет защиту мирному населению.

Императорские соборы считаются кульминацией романского стиля. В них находят свою высшую ступень наиболее важные архитектурные формы и тенденции романского стиля. Со временем многие романские церкви были перестроены под влиянием стиля барокко.

По материалам книги Вильфрида Коха «Энциклопедия архитектурных стилей»